Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Памятники истории и культуры. Храмы Боровска. Улицы города > Храмы Боровского района > Храм Введение, д. Уваровское

        
Село Уваровское. Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Первые владельцы — Уваровы (XV в.). В XVII в. Уваровским владела А.Л. Нарышкина, бабушка императора Петра I. В середине XVII в. была восстановлена деревянная церковь, разоренная в Смутное время. В начал 1701 г. была в вотчине стольника М.Ф Философова, одновременно перестраивалась обветшавшая к этому времени сельская церковь во имя Входа во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца. Строительство храма было окончено к концу 1702 г. Храм сооружен в традиция зодчества московского барокко рубежа ХVII-ХVIII вв. по типу «восьмерик на четверике» с богатым кирпичным и белокаменным декором. Церковь расположена на краю Уваровского, на берегу пруда, образованного плотиной на р. Уваровке. В XVIII в. усадьбой владели дворяне Постниковы (не сохранилась), остался лишь регулярный парк конца XVIII в.

Расположенный на краю Уваровский храм Введения является основной вертикалью в сельской застройке и гармонично вписывается в местный ландшафт. В 1930 церковь была закрыта, в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, от сооружения сохранились восьмерик на четверике и первый ярус колокольни: алтарь и трапезная палата разобраны. Размеры четверика: 11 x 9,2 м, колокольни — 5 x 5 м. Размеры кирпича: 290 х 150 х 80 мм (большемер).

Памятник был обследован в 1970 архитекторами Г.К. и С.Г. Игнатьевыми. Составлен паспорт. Здание под охраной государства не состоит, его охранная зона не определена.

Храм Введение Пресвятой Богородицы. Фото Осипова В.И. 1987 г.





Фото В.В. Боченкова. 2001 г.





Фото В.И. Осипова. 30 августа 2016 г.





1. Легостаев В.В., Носиков С.П., Шатохин А.В. Храмы Боровского уезда. Брянск, 2015. ‒ 548 с. / С.307-312. Храм в Уваровском.

2. Абакулов В.И. Материалы к истории села Уваровское Боровского уезда // Боровск: страницы истории. Вып.1. Боровск, 1999. С.15-19. (СКАЧАТЬ-СМОТРЕТЬ).



Легостаев В.В., Носиков С.П., Шатохин А.В. Храмы Боровского уезда. Брянск, 2015. ‒ 548 с. / С.307-312. Храм в Уваровском.

С.307. § 5.24. УВАРОВСКОЕ

1914 г. - село Кривской волости

2014 г. - деревня сельского поселения «Село Совхоз Боровский»

Координаты храма: 55.164856°N, 36.471310°Е

Уваровское расположено при речке Уваровке в 4 км южнее районного центра на автодороге Боровск - Малоярославец.

В 1646 г. в Уваровском, селе Пыренского стана Малоярославецкого уезда, было 2 двора приказчика и его слуг, 5 крестьянских дворов с 10 жителями; ещё в 4 дворах жили 7 бобылей. Упоминание деревянной церкви во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» «с приделы» мы встречаем в летописи 1654 г., когда она была записана в Малоярославецкую десятину как «новоприбылая». В 1677 г. дань за этот храм платил священник Иосиф. Во 2-й половине XVII - начале XVIII веков Уваровское было вотчиной боярыни Анны Леонтьевны Нарышкиной - бабушки Петра I.

15 февраля 1701 г. по челобитью стольника Матвея Фёдоровича Философова был дан указ о строительстве каменной церкви вместо обветшавшей деревянной. Посвящение ей храмоздатель пожелал дать иное: во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Устроенный в трапезной придел решено было освятить во имя Никлая Чудотворца. Дань надлежало брать «с дворов: с попова, с приходских, с 1 вотчинникова, с 13 крестьянских, с 4 бобыльских да с церковной земли». 27декабря 1703 г. на освящение престолов новопостроенного храма были выданы антиминсы. Храмоздатель был удостоен чести быть захороненным в храме: его надгробную плиту замуровали в стену не сохранившейся до наших дней трапезной. Старую деревянную церковь в 1705 г. разобрали и перевезли в Боровск, где использовали для строительства Преображенского храма на Взгорье (см. §2.3).

С.308. 9 октября 1713 г. был «запечатан наказ Патриарша духовного приказу приставу Алексею Исаеву ехать ему Ярослав, уезд малого в село Уваровское на попа Максима Кондратьева да дьякона Алексея Кондратьева по челобитью стряпчего Михаила Иванова сына Суровцева велено против его челобитья за поруками их привести к ответу в Москве для допросу». Летопись умалчивает о том, в чём выражалось прегрешение упомянутых священнослужителей.

Как и описанная выше Рождественская церковь в Тимашове, Введенский храм (вкладка 5.4) был построен в стиле барокко. Но композиция его настоящей части иная: над двусветным кубом четверика покоится световой восьмерик, накрытый высоким куполом с ныне утраченной главой на гранёном пьедестале. К основному объёму примыкали трапезная, широкая апсида со скруглёнными углами и юго-западная пристройка для придельного престола шириной 2 саж. 1 арш. и высотой 1 саж. 2 арш., вероятно, увенчанная главкой. Современную церкви двухъярусную колокольню высотой 6 саж. 1 арш., имевшую 5 колоколов, с настоящей частью связывала небольшая трапезная. Фасады здания украшены характерными для московского барокко богатыми наличниками окон, обрамлениями входов, горизонтальными поясами с поребриками, пилястрами вдоль рёбер. Пол в храме и алтаре был лещадный, а в притворе - деревянный.

Богатым и нарядным было убранство Введенского храма в начале XIX века. Возле главного престола стоял 6-ярусный иконостас, украшенный колоннами без резьбы. Его высота была 7 саж., а ширина - 9 арш. 12 верш. На вызолоченных царских вратах столярной работы были изображены сцена Благовещения Богородицы и четыре евангелиста. Тябла иконостаса были посеребрены, вызолочены и местами раскрашены. В местном ряду по сторонам от царских враг стояли богато украшенные иконы Спаса и Одигитрии. Справа был расположен храмовый образ Введения Богородицы во храм, слева - икона апостола Матфея, покровителя храмоздателя. На северной двери находился образ Михаила Архангела, на южной - Иисуса Навина. Выше были расположены праздничный и деисусный ряды, пророки, праотцы и в верхнем ряду - Страсти Господни. Венчало иконостас распятие. В алтаре находился запрестольный образ Владимирской Богоматери.

Придельный иконостас был небольшой, крашенный суриком и по дорожкам позлащённый. Храмовый образ Николая Чудотворца был необычен тем, что в верхней его части находилось

С.309. изображение Успения Богоматери, а в нижней - перенесение мощей святителя Николая. Икона была облачена в медную ризу чеканной работы, а вокруг главы Николая Мирликийского сиял сребропозлащённый венец с четырьмя красными камнями. В левой части иконостаса был расположен редко встречающийся в иконографии образ «Лунное течение Божией Матери».

В 1812 г. во Введенской церкви «неприятелем всё было разграблено и сожжено». Захватчики сожгли иконы нижнего яруса главного иконостаса и весь придельный иконостас, который пришлось заменить новым, имевшим размеры 2 саж. 8 верш. х 2 саж. Впоследствии в память о событиях 1812 г. в восстановленной церкви хранилась опалённая огнём икона Богоматери.

Восстанавливался храм медленно. В 1830 г. «поелику уваровская церковь весьма недостаточна в утвари церковной, особливо в ризничных вещах и церковных книгах, нужным к занятиям и упражнениям в пениях для священно-церковнослужителей», было решено передать в неё утварь, облачения и книги из потерявшей самостоятельность церкви погоста Пыренка. Заботились о храме и прихожане. В 1863 г. за труды по ремонту церкви благословение от епархиального начальства получил крестьянин Алексей Иванович Козлов. Но отмечались и иные случаи. Так, в ночь под 14 апреля 1868 г. в церковь без взлома замков проникнул злоумышленник и похитил 103 рубля.

В 1874 г. к Введенскому храму приписали Предтеченскую церковь села Комлево - по причине бедности прихода последней.

С 1 января 1884 г. при церкви были открыты богослужебные собеседования о предметах веры и благочестия.

В начале XX века за Введенской церковью числилось 35 дес. 1829 кв. саж. земли. В том числе: усадебной - 2 дес. 1200 кв. саж., пашенной и заросшей кустарником - 30 дес., сенокосной - 3 дес., под речкой - 256 кв. саж. Имелся план на землю. По указу Калужской консистории от 1829 г. причту отошла третья часть из 134 дес. земли, ранее принадлежавшей потерявшей самостоятельность церкви Рождества Богородицы на Пыренском погосте». Священник Введенского храма жил в одноэтажном деревянном на каменном фундаменте доме под железной крышей, построенном в 1878 г. Из надворных построек его хозяйства в страховой ведомости отмечен построенный в 1905 г. хлев.

В 1891 г. церковь была окружена новой деревянной оградой. На храмовом участке находились деревянная сторожка и школа грамоты. В 1904 г. был выстроен одноэтажный деревянный на каменном фундаменте дом под железной крышей для церковно-

С.310. приходской школы. Он имел размеры 4 саж. х 4 саж. 1,75 арш. Х 1 саж. 1,25 арш., 8 окон и отапливался голландской печью.

В 1863 г. уваровский приход насчитывал (63-208-239) дворов и душ. В 1900 г. в приходе числились: с. Уваровское, где духовных лиц было (6-7-14), крестьян - (53-153-155), и два населённых пункта с крестьянским населением: д. Акулово (13-43-47) - в 2 верстах, и сельцо Сороковеть (22-62-77) - в 2 верстах. Всего в 94 дворах проживало 265 душ мужского и 293 - женского пола. Село Комлево с приписанным храмом в уваровский приход не входило и имело свои приходские селения.

В 1910 г. Введенский храм получил страховую оценку 7000 рублей. Его сохранность была признана хорошей. Церковь Комлева в это время приписанной к Уваровскому уже не числилась.

Расстояние от Введенской церкви до консистории составляло 78 вёрст, до местного благочинного - 12 вёрст. Ближайшие действовавшие в 1900 г. церкви находились: на востоке - Предтеченская в Комлеве - в 2,5 верстах, на юге - Богородице-Рождественская в Тимашове - в 1,5 верстах.

В начале 1930 г. местными властями была предпринята попытка закрыть Введенскую церковь для использования её здания под ссыпку зерна. За закрытие поставили подписи 108 человек из трёх приходских селений. На собрании жителей Уваровского из 63 присутствующих против закрытия проголосовали лишь пятеро при одном воздержавшемся. Большой колокол было предложено оставить на колокольне в качестве пожарной сигнализации. Церковный совет, поставленный в безвыходное положение увеличением налога на пользование храмом, также обратился с просьбой либо уменьшить сумму налога, либо закрыть церковь. По этому вопросу был собран расширенный пленум сельсовета, материалы о закрытии храма были направлены в Боровский райисполком, а оттуда - в исполком Калужского округа Московской области. 21 февраля 1930 г. Калужский исполком вернул документы в Боровск «для оформления». 3 марта председатель сельсовета подписал справку, что в здании церкви расположен семенной фонд. Однако, судя по документам 1934 г., община верующих продолжала пользоваться зданием Введенского храма. Вероятно, был достигнут компромисс, и под зерносклад, как это часто практиковалось в начале 1939-х заняли подклет или придельную пристройку церкви.

В 1934 г. верующие жители уваровского прихода снова пожаловались на неправильное исчисление налога на храм, который в те годы обязана была платить религиозная община. На этот раз жалоба

С.311. была направлена в Комиссию по религиозным культам при Президиуме ВЦИК СССР. Боровская районная инспекция госстрахования получила из ВЦИК предписание «переисчислить налог в порядке циркуляра НКФ №68, исчисляя по оценке молитвенного здания, которую оно имело в 1928-1929 гг.». Инспекция госстраха на полученное предписание направила следующий ответ:

«На церковь села Уваровки страхплата начислена правильно - по оценке 1928 г. и без инвентаризации 45%, но о чём они жалуются, то и сами себе отчёта не дают. Эта же самая церковь нам до сего времени страхплатежи не уплатила. На церковь, правда, младшим страхинспектором было дано им штрафу 50 руб. Штраф он им давал за непредставление сведений об оценке строений, но эти сведения он после разыскал и штраф 50 руб. тут же им был снят».

Введенская церковь была фактически закрыта в 1937 г., но религиозной общине удалось ещё на несколько лет оттянуть окончательное постановление об этом печальном событии. Решение №113 Исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся о закрытии церкви в Уваровском датировано 26 января 1940 г. Оно представляет собой стандартный текст, который в те годы десятками рассылался в райисполкомы:

«Учитывая, что церковь в с. Уваровское бездействует, и принимая во внимание ходатайство граждан селений Уваровское, Сороковетъ и Акулово о закрытии церкви, исполком Мособлсовета, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.4.1929 г., решил:

- разрешить исполкому Боровского районного Совета церковь в с. Уваровское закрыть, а здание использовать под культурные цели;

- с предметами религиозного культа поступить согласно того же постановления от 8.4.1929 г.;

- настоящее постановление объявить группе верующих, разъяснив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР через Мособлисполком;

- предложить исполкому Боровского районного Совета не производить закрытия церкви впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома о вступлении в силу настоящего постановления».

Как правило, «особого извещения» долго ждать не приходилось. Жалобы верующих под тем или иным предлогом оставались без удовлетворения.

Последним настоятелем (по терминологии того времени, «служителем культа») в Уваровском был игумен Памва. Старожилы села рассказывают, что с бедных людей денег за требы он не брал.

С.312. В годы оккупации с Введенского храма снарядами были сбиты главы, однако в составленном по окончании войны списке пострадавших от захватчиков архитектурных памятников уваровской церкви нет.

В 1961 г. здание Введенского храма, использовавшееся вовсе не под «культурные цели», а под склад колхоза им. Калинина, из-за ветхости было определено под снос, невзирая на то, что церковь представляет собой незаурядное архитектурное произведение эпохи барокко. К 1970 г. была полностью разобрана трапезная, снесены алтарный выступ и придельная пристройка. От колокольни оставался небольшой фрагмент нижнего яруса, который разобрали уже в конце 2000-х гг., вероятно, имея в виду в будущем возвести с нуля новую колокольню. Настоящую часть попросту забросили. Роспись храма безвозвратно исчезла.

На фото, сделанном в 1960-х гг., хорошо видна первоначальная апсида Введенского храма с богатым барочным декором. В левой части снимка, на заднем плане, виднеется фрагмент придельной пристройки.

С.313. К 2005 г. внутри руины остатка Введенской церкви был наведён относительный порядок: частично убран мусор, растительность, поставлено несколько икон, столик с деревянным крестом. Через пару лет немного расчистили окружавшие храм заросли, и к церкви теперь можно беспрепятственно подойти. Часть проёмов здания заложили кирпичом или забили досками, а в некоторых окнах до сих пор сохранились кованые решётки. К 2009 г. на месте бывших царских врат установили престол и небольшой импровизированный иконостас. По праздникам стали проводиться службы. В 2011 г. храм стоял, окутанный строительными лесами. По всему видно, что, в отличие от церкви в Тимашове, в Уваровском ведётся действительно научная реставрация. Апсиду восстановили по старым фотографиям, в точности повторив её форму и детали декора. До окончания восстановления церкви пройдёт ещё немало времени: леса пока не убраны, крест над Божьим храмом не воздвигнут...

Близ церкви, у берега водоёма, образованного запрудой реки Уваровки, сохранились остатки регулярного липового парка барской усадьбы.

Источники и литература

• ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 1151, л. 380-381.

• РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 543, лл. 86-88.

• ЦГА Москвы, ф. Р-1215, оп. 1, д. 367, лл. 7, 216-223.

• ЦГАМО, ф. 2157, оп. 1, д. 2017, л. 1а.

• ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 1345, лл. 220-227 об.

• ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 19, л. 18-22.

• ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 623.

• ГАКО, ф. 79, оп. 3, д. 32, л. 1.

• ГАКО, ф. Р-3501, оп. 1, д. 63.

• Архив ИИМК, ф. Р-III, д. 1741.

• КЕВ, 1864, стр. 67.

• КЕВ, 1868, №24, ч. оф., стр. 258.

• КЕВ, 1884, №3, ч. оф., стр. 43.

• Малоярославецкая десятина, стр. 27-28.

• Николаев, стр. 31, 33.

• Сорокина, стр. 49-53.

• Чижков, стр. 30-31.

• Натурное обследование. 10 день сентября 2005 г., 14 день октября 2013 г.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014