Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Старообрядчество > Протопоп Аввакум

        

Аввакум Петров (25 ноября 1620 г.—14 апреля 1682 г.) — святой свяшенномученик и исповедник, протопоп, крупнейший деятель раннего старообрядчества, великий русский писатель и публицист. Память о протопопе Аввакуме глубоко почитается всеми старообрядцами.

Аввакум родился в семье священника Борисоглебской церкви с. Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда (ныне — Большемурашкинский р-н Нижегородской обл.) Петра Кондратьева (ум. ок. 1636). У него было 4 брата: младшие Герасим и Козьма, были еще живы в 1666 г., а третий Евфимий и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.

Отец Аввакума «прилежаще пития хмельнова», а мать Мария (в иночестве Марфа) была «постница и молитвенница» и учила сына «страху Божию». Она занималась воспитанием детей и сумела передать им свою горячую веру во Христа. Под её влиянием у Аввакума с юных лет возникает аскетическое настроение, ей он обязан своей любовью к книгам.

В 1636 г. умер отец Аввакума. Семнадцатилетний Аввакум в 1638 г. женится на четырнадцатилетней Анастасии Марковне (1624—1710), дочери местного кузнеца, ставшей на всю жизнь его верной спутницей и родившей ему пятерых сыновей (Ивана (1644—1720), Прокопия (1648—после 1717), Корнилия (8.IX.1653—) и Афанасия (декабрь 1664— ); имя ещё одного сына, родившегося и умершего в Сибири, неизвестно) и трёх дочерей (Агриппину (1645—), Акулину и Аксинию).

После переезда в с. Лопатицы Нижегородского уезда Аввакум в 1642 г. был рукоположен в дьяконы, а в 1644 г. поставлен в попы. Аввакум ведет аскетический образ жизни. Он много читает духовной литературы, молится, кладет до изнеможения земные поклоны: сам делает 300 поклонов, говорит 600 Исусовых молитв и 100 Богородице. Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных детей, но породили и немало врагов. Многие негодовали на его суровые обличения. Летом 1647 г. Аввакум в одном из столкновений с местным начальником был избит, его волочили по земле в ризах, в него стреляли, отняли имущество и выгнали из села. Он был вынужден бежать с семьёй в Москву от преследований местных властей. Здесь он нашёл поддержку у влиятельного благовещенского протопопа, царского духовника Стефана Вонифатьева и о. Иоанна Неронова. По их ходатайству Аввакум был представлен царю и с царской грамотой в сентябре того же года возвратился в Лопатицы. Но в 1652 г. он вновь изгоняется оттуда местными властями и появляется в Москве. В эти годы он принимает деятельное участие в кружке «ревнителей благочестия», последовательно осуществляет их программу исправления нравов, в задачи которой, в частности, входило утверждение единогласного служения в храмах и устная проповедь.

Летом 1652 г. Аввакум получает назначение в г. Юрьевец-Повольский, где поставляется в протопопы. Аввакум прибыл туда, вдохновлённый идеей «ревнителей благочестия» об исправлении церковных нравов. За очень короткий срок (около 2 месяцев) Аввакум своей требовательностью, настойчивым проведением благочестивого единогласия, обличительной проповедью восстановил против себя юрьевецкое духовенство и народ: его едва не убили. Он в конце того же года опять переезжает в Москву, начинает служить в Казанском сборе, протопопом которого был его покровитель Иоанн Неронов.

Между 20 и 27 февраля 1653 г. патриарх Никон отсылает протопопу Казанского собора Ивану Неронову «Память» — единоличный циркуляр об отмене земных поклонов в великопостной молитве Ефрема Сирина и перемене крестного знамения с двуперстного, каким на Руси крестились со времени равноапостольного князя Владимира, на трехпёрстное. Эти новшества вызвали широкий протест. Патриарх не замедлил откликнуться репрессиями. 4 августа 1653 г. И. Неронова ссылают на Кубенское озеро. Аввакум провожает И. Неронова в ссылку и возглавляет староверческую оппозицию. Он начинает открыто проповедовать с паперти Казанского собора против новшеств патриарха Никона и демонстративно переносит службу в знак протеста в «сушило» во дворе Неронова. За эти действия Аввакум 13 августа 1653 г. вместе с единомышлениками (от 30 до 60 человек были посажены в тюрьму) был арестован и заключён в Андроников монастырь, где провёл около месяца.

От расстрижения Аввакума спасло заступничество царя Алексея Михайловича. Его отвели в Сибирский приказ и отдали дьяку Третьяку Васильеву Башмаку (в иночестве — Савватий) — тайному стороннику протопопа. В сентябре 1653 г. Аввакум был сослан с семьёй в Тобольск, где он прожил с конца декабря 1653 по конец июля 1655 г. Здесь он пользовался покровительством тобольского воеводы В.И. Хилкова и Сибирского архиепископа Симеона (последний, в частности, добился для Аввакума разрешения служить в кафедральном Софийском и в Вознесенском городском соборах).

В 1656 г. Аввакума велено было перевести с семьёй под стражей в Якутский острог с запрещением служить. Но в Енисейске был получен указ — отправить его в Даурию вместе с полком воеводы А.Ф. Пашкова. 18 июля 1656 г. отряд в составе 420 стрельцов и казаков на 40 дощаниках выступил из Енисейска. Поход Пашкова был сопряжён со всевозможными лишениями: приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям туземцев. Между Аввакумом и воеводой, отличавшимся крутым нравом, сложились крайне неприязненные отношения, приводившие во время похода к резким столкновениям. Уже 15 сентября 1656 г. Аввакум был по приказу Пашкова наказан кнутом на Долгом пороге за «малое писанейце», в котором воевода осуждается за грубость и жестокость. В связи с этими событиями казаки и служилые люди составили инспирированную А.Ф. Пашковым челобитную, обвинявшую Аввакума в том, что он написал «воровскую составную память», «глухую, безымянную», направленную против «начальных людей» с целью учинить смуту. Челобитчики приветствовали наказание Аввакума кнутом и требовали его смертной казни. Эта челобитная сопровождалась отпиской самого А.Ф. Пашкова, в которой Аввакум изображался подстрекателем к измене. Ещё не раз протопоп испытывал на себе гнев воеводы, который однажды избил его до потери сознания. Вот пример одной из стычек Аввакума со своим начальником: отряд Пашкова встретил двух старух, которые направлялись постригаться в монастырь. Пашкову пришла в голову кощунственная мысль — обвенчать этих старух с кем-либо из своих людей. Аввакум, воспротивившийся этому, был отдан для наказания палачу.

Конфликты с Аввакумом стоили А.Ф. Пашкову карьеры: в январе 1658 г. за ссыльного протопопа заступился архиепископ Симеон, добившийся смещения воеводы (позднее, уже в Москве, в 1664 г., Аввакум вынудил своего бывшего мучителя, которого царь ему «головой выдал», принять постриг в Чудовом монастыре; после этого А.Ф. Пашкова разбил паралич, и вскоре он умер).

Между тем по прибытии 1 октября 1656 г. отряда А.Ф. Пашкова в Братский острог Аввакум был заключён в холодную башню, где сидел до 15 ноября. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше через Байкал, по Селенге и Хилку до Иргень-озера, а оттуда волоком до р. Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в начале июля 1658 г. устья р. Нерчи.

Но настал конец и сибирским мучениям протопопа, чему способствовало удаление Никона с патриаршего престола. В 1661 г. по ходатайству московских друзей ему было дозволено возвратиться из ссылки. Весной 1661 г. Аввакум с семьёй отправился в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов. В 1662—1663 гг. он зимовал в Енисейске, с конца июня 1663 г. по середину февраля 1664 г. жил в Тобольске. Не позднее мая 1664 г. Аввакум прибыл в Москву. Обратный путь занял около 3 лет.

Во время почти одиннадцатилетней сибирской ссылки Аввакуму довелось вытерпеть невероятные лишения и голод, преодолеть много опасностей, пережить смерть двух сыновей. В Сибири же родилась и слава протопопа как героя и мученика за правду, развился его талант проповедника. Позднее он вспоминал, что, возвращаясь в Москву, «по всем городам и селам, в церквах и на торгах кричал», обличая церковные новшества.

В Москве Аввакум был весьма благосклонно принят царём и его ближайшим окружением. Он знакомится и ведёт полемику с Симеоном Полоцким и Епифанием Славинецким, получает подарки от царедворцев, беседует с царским духовником Лукьяном Кирилловым, Рязанским архиепископом Иларионом, окольничими Р.М. Стрешневым и Ф.М. Ртищевым, спорит с ними «О сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», становится духовным отцом боярыни Ф.П. Морозовой, её сестры Е.П. Урусовой и многих других московских «старолюбцев».

Несмотря на лесть, подношения и посулы со стороны властей (в том числе обещание сделать его книжным справщиком на Печатном дворе), Аввакум относился к новым обрядам с прежней нетерпимостью и открыто проповедовал свои взгляды. Пути Аввакума и его покровителей были разные: те боролись лично против Никона, Аввакум шёл против никонова дела — церковных новшеств, с которыми бояре убеждали его примириться. Для Аввакума компромисс в делах веры был невозможен. Ободрённый своею женою, он ревностно обличает «еретическую блудню». Во всех действиях староверской общины он принимает в это время самое энергичное участие: стоит во главе её как один из самых смелых и талантливых борцов за старую веру. Он умел действовать на слушателей искренностью своего чувства, живой, образной, простонародной речью, а главное, горячей верой в правоту того, что он защищал.

Успех проповеди Аввакума привёл в ярость духовные власти, они решили принять меры и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». 29 августа 1664 г. Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. С дороги, из Холмогор, Аввакум написал в октябре 1664 г. челобитную царю с просьбой из-за трудности зимнего пути оставить его «зде, на Холмогорах». Благодаря заступничеству Ивана Неронова, к тому времени уже принесшего покаяние, местом ссылки Аввакума стала Мезень, куда он прибыл с семьёй 29 декабря 1664 г.

В конце 1665—начале 1666 г., в связи с подготовкой к Московскому церковному собору (приступил к работе в феврале 1666 г.), начались аресты идеологов староверческой оппозиции. 1 марта 1666 г. Аввакум был привезён в Москву, где его отдали на увещание Крутицкому митрополиту Павлу. 9 марта его перевели «под начал» в Пафнутьев Боровский монастырь. После бурной полемики на заседаниях собора Аввакум и дьякон Феодор Иванов были 13 мая 1666 г. расстрижены и преданы церковному проклятью, после чего их поместили вместе с суздальским священником Никитой Добрыниным в цепях в Никольский Угрешский монастырь. Здесь Аввакума посещали сыновья Иван, Прокопий, брат священник Кузьма и его сын Макар. В начале сентября он вновь был переведён в тюрьму Пафнутьева Боровского монастыря, где его безуспешно уговаривали покаяться и примириться с церковью. 17 июля 1667 г. Аввакуму, попу Лазарю и иноку Епифанию вынесли окончательный приговор — «отослать к грацкому суду». 26 августа по царскому указу Аввакум вместе с Лазарем, симбирским священником Никифором и Епифанием был приговорён к ссылке в Пустозерск. На другой день Лазарю и Епифанию резали языки, а 30—31 августа всех их повезли в Пустозерский острог и 12 декабря доставили на место, где поместили «порознь, очистя пустозерских крестьян избы, по одному человеку в избе», за караулом сотника Ф. Акишева и 9 стрельцов. Дело со строительством особых тюрем для ссыльных расколоучителей затянулось, благодаря чему они имели возможность некоторое время достаточно свободно общаться между собой, а также поддерживать связи с внешним миром. Сочинения Аввакума, написанные как им самим, так и в соавторстве со своими «соузниками», передавались на Мезень, а оттуда — в Москву, в Соловецкий монастырь и в другие места. Эти сочинения активно переписывались старообрядцами. Переписка Аввакума с учениками и последователями не прекратилась и после того, как ужесточился режим содержания пустозерских узников, разведённых по отдельным земляным тюрьмам.

В 1670 г. началась новая волна репрессий в отношении приверженцев дониконовских обрядов. В марте на Мезени были повешены ученики Аввакума Фёдор Юродивый и Лука Лаврентьевич. Сыновей Аввакума Ивана и Прокопия приговорили к повешению, но они «повинились» и были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму. 14 апреля 1672 г. над пустоозерскими сидельцами протопопом Аввакумом, священником Лазарем, дьяконом Фёдором и иноком Епифанием состоялась вторая «казнь». Узники были под конвоем стрельцов подведены к месту, где стояла плаха и ждал палач. Осуждённые на казнь стали прощаться друг с другом, а протопоп Аввакум благословил место истязания — плаху. Царский приговор был ужасен: Лазарю резали язык и отсекли руку по запястье; Фёдору вместе с языком отрубили руку до половины ладони; Епифанию резали язык и отсекли четыре пальца. Протопоп Аввакум был приговорён к заточению в земляной сруб и содержанию его там на хлебе и воде. Протопоп Аввакум рыдал и бранился, что он «отлучен от братии». Сященник Лазарь сам расправлял себе язык, помогая палачу отсечь его. Было много крови. Ей он обагрил 2 полотенца, одно из них он бросил в толпу как знак благословения, а отрубленную свою руку поднял, поцеловал и положил к себе за пазуху.

После казни «пустоозерские узники» были переведены из крестьянских домов в тюрьму, которая представляла собой четыре сруба, осыпанные землёй. Каждый сруб был обнесён тыном, а все вместе общим острогом. До потолка можно было дотянуться рукой. Вверху сруба имелось маленькое оконце, куда стражники подавали пищу и через которое узники выбрасывали нечистоты. Весной в тюрьмах было много воды, а зимой едкий печной дым выедал глаза и удушал.

Несмотря на тягостные условия заключения в Пустозерске, Аввакум продолжал борьбу за старую веру: из этого отдалённого уголка на всю Россию раздавалась его проповедь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их ревность, увещевая их к страданиям за истинную веру, наставляя, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Аввакум являлся не только духовным наставником, но и духовным отцом. По его собственному подсчёту, число духовных детей доходило до 600.

6 января 1681 г. — в день Богоявления — московские старообрядцы, как сообщалось в объявлении Синода 1725 г., «безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя» и в соборных церквах церковные ризы «и гробы царския дехтем марали... наущением того же расколоучителя и слепаго вождя своего» Аввакума. «Он же сам... на берестяных хартиях начертывал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании». Эти события ускорили развязку. 8 февраля 1682 г. царь Фёдор Алексеевич получил санкцию духовного собора поступать с раскольниками «по государеву усмотрению». В Пустозерск направляется капитан стрелецкого стремянного полка И.С. Лешуков, который проводит здесь спешный сыск по поводу распространения Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» и «злохульных» писаний, направленных против царя и высшего духовенства. 14 апреля 1682 г. в пятницу на страстной неделе Аввакума, Лазаря, Епифания и Фёдора повели на третью смертную казнь. Они были приговорены к сожжению на костре «за великие на царский дом хулы». Для них был приготовлен новый сруб. Перед смертью приговорённые попрощались друг с другом. Дьякон Фёдор подошёл к Аввакуму и тот благословил его. Когда огонь и дым охватили сруб, по одной из легенд, над языками пламени привиделась возносящая к небу фигура.

Умирая и задыхаясь от дыма, Аввакум высоко поднял руку с двуперстным крестным знамением и закричал народу из огня: «Будете этим крестом молиться — во веки не погибнете».

Казнь «пустоозерских узников» показала слабость государственной власти, показала огромное духовное и нравственное превосходство их над противниками — никонианами.

27 апреля 1682 г. умирает царь Фёдор. По народному преданию, записанному в XVIII в., протопоп Аввкум предсказал царю скорую кончину после своей казни.

Написанное протопопом Аввакумом широко распространялось по России. Уже церковный собор 1681 г. акцентировал внимание на известных ему фактах распространения и даже продажи сочинений Аввакума в Москве. Уже в конце XVII в. появляются первые иконописные изображения Аввакума, предстоящего Спасителю. На Керженце старец Онуфрий ввёл в богослужение чтение писем протопопа Аввакума, начал поклоняться ему как святому мученику и иконе с его образом. В 1724 г. Синод издал указ «О публичном сожжении иконы с изображением на ней раскольника протопопа Аввакума». В Выговской пустыни её основателями было принято почитание первых вождей старообрядчества: поездки в Пустоозерск для поклонения останкам мученников, сбор и сохранения исторических свидетельств о страдальцах, сохранения произведений Аввакума и т.д.

Личность протопопа Аввакума и Ф.П. Морозовой вызывала у старообрядцев гордость и восхищение их духовной стойкостью. Кроме икон с изображением протопопа Аввакума среди населения имело хождение и лубочные листки. Петербургский купец коллекционер А.Е. Бурцев издал большое количество памятников по истории старообрядчества. Им было опубликовано 45 настенных рисованных листов. Лист с житием протопопа Аввакума был воспроизведен 2 раза, а боярыни Ф.П. Морозовой — 4. Рисунки выполнены автором в манере лубочных мастеров XVIII—XIX вв., где Аввакум и Морозова изображены стоящими в полный рост и получающие благословение свыше.

В начале XVIII в. была составлена служба святым исповедникам и новым российским страдальцам — протопопу Аввакуму, епископу Павлу Коломенскому и др. Служба опубликована в 1912 г., в №41 журнала «Церковь». Со временем стал вопрос и о формальной канонизации протопопа Аввакума старообрядческой Церковью. Освященный Собор российских епископов Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию) в сентябре 1912 г. поднял вопрос о канонизации епископа Павла, протопопа Аввакума и других старообрядческих мучеников, но по требованию Министерства внутренних дел этот вопрос был изъят из повестки дня. Тем не менее епископ Нижегородский Иннокентий 5 августа 1912 г. освятил в заволжском мужском Спасо-Преображенском монастыре придел во имя святых мученик и исповедник протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Феодора и преподобномученика Епифания. В 1913 г. старообрядцы Древлеправославной Церкви Христовой на Нижегородско-Костромском епархиальном съезде приняли решение о поминовении в молитвословиях мучеников, пострадавших в XVII в. за древлее благочестие. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном Соборе в 1916 г. Составлена и особая служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим. По решению собора 1927 г. празднование святым угодникам Божиим, пострадавшим за правоверие в XVII в., совершалось в неделю перед днём святых отец 7 Вселенского Собора. В настоящее время служба совершается в неделю, следующую после празднования святым отцам 7 Вселенского Собора.

В 1922 г. епископом Геронтием в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания. Эта традиция была продолжена приморскими старообрядцами. 5 июля 1998 г. было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей, которого является просветительская деятельность, катехизация и миссионерство, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы и т.д.

5 июня 1991 г. в с. Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму (скульптор В. Клыков). В 1993 г. в с. Большое Мурошкино Нижегородской области Митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.

Литература:

Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Сарообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С.5—9.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960.

Иткина Е.И. Рисованные настенные картинки на тему житий протопопа Аввакума и боярыни Морозовой // Старообрядчество в России (XVII—XX вв.) М., 1999. С.419—427.

Малышев В.И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С.277—322.

Прозоров И.А. История старообрядчества. М., 2002. С.127.

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб.; Пг., 1886—1915. Т.IV. №1398.

Шашков А.Т. Аввакум Петров // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3. (XVII). Ч.1. СПб., 1992. С.16—30; Библиография работ — там же. С.23—30.

Юхименко Е.М. Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской поморской пустыни // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы Международной научно-практической конференции 27—28 февраля 2003 г. Гомель, 2003. С.295—298.

 
Объявления
НОВОЕ НА САЙТЕ 2020 г.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

НОВОЕ НА САЙТЕ 2017-2018 гг.

Богачева В.И. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!!!

КРУГЛЫЙ СТОЛ. 27 февраля 2018 г.

Выставка «Образ Богоматери» 1 ноября по 5 декабря 2017 г. МВЦ

[ Все объявления ]

Новости
Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]


Designed by sLicht Copyright © 2014