К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ПОСТРОЙКИ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ХРАМОВ В г. БОРОВСКЕ
Перед началом 1-ой мировой войны в Боровске существовало три старообрядческих храма и один единоверческий. Также известно, что были построены эти храмы после Указа, изданного 17 апреля 1905 г., по которому старообрядцы могли возводить храмы, учреждать общины, приходы (1).
Анализ таких источников, как журнал «Церковь» и «Отчеты Братства преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца» позволяют уяснить подробности строительства 3-х старообрядческих храмов (2).
Первым был построен храм во имя Всех Святых на Успенской улице (ныне ул. Ленина, 27). Всесвятская община объединяла старообрядцев – последователей епископа Иова, принявших «Окружное послание» 1862 г. и именовавшихся «окружниками» («иовцами»). Не имея постоянного помещения для проведения богослужений, община «кочевала» по домам богатых прихожан (3), пока купцам Ф.М. Шокину и Саниным после долгих ухищрений не удалось добиться разрешения на постройку молельного дома (4). Он был построен во второй половине 1890-х гг. (5). Храм поражал современников добротностью постройки (паровое отопление и т.д.) и роскошью отделки (6) Тем не менее в изданиях господствующей церкви он продолжал именоваться молельным домом. С 1908 г. молельный дом начинает приобретать и внешний облик храма. 29 июня 1908 г. состоялась закладка колокольни при храме Всех Святых, строившейся на средства общины и добровольные пожертвования прихожан (7), а 6 декабря 1908 г. на храме был торжественно установлен крест (8).
К марту 1909 г. колокольня была отстроена (9). Самые большие колокола были пожертвованы боровскими купцами и фабрикантами П.П. и А.П. Ежиковыми (205 пудов) и Саниными (60 пудов).
Покровская 1-я старообрядческая община была официально зарегистрирована 19 февраля 1908 г., хотя существовала задолго до выделения из нее Всехсвятской общины (10). Еще до ее регистрации было начато строительство нового храма на ул. Нижней (сейчас ул. Циолковского). 13 июля 1908 г. состоялась закладка престола в уже построенном храме.(11) И хотя колокольня была возведена позднее, уже с 16 ноября 1909 г. во временной звоннице зазвонили колокола, пожертвованные Ф.Е. Морозовой, Е.В. Провоторовой, М.Ф. Капыриной (12). Освящение храма состоялось 18 декабря 1908 г. (13).
24 июня 1912 г. была заложена колокольня (14), а 15 февраля 1914 г. на только что отстроенную колокольню был поднят большой колокол (15).
Позднее других был построен храм Покровской 2-ой общины, долго не имевшей постоянного молельного дома (16) и часто менявшей места обитания. 2 апреля 1909 г. на собрании прихожан-противоокружников была зарегистрирована их община и проведена подписка на постройку храма (17). Главными жертвователями стали предприниматели братья Ждановы, а также прихожане Е.Е. Шевелев, И.А. Головтеев, П.М. Шевелев. Замечательно то, что уже 18 июня 1912 г. храм был торжественно освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы (19) на ул. Троицкой (ныне Коммунистическая ул.).
Однако, храмы постигла трагическая участь. Храм Покрова 2-ой общины в начале 30-х гг. был превращен в автотранспортное предприятие; храм Всех Святых стал клубом. Дольше действовал храм Покрова 1-ой общины, но в послевоенное время он был превращен в инкубатор. Лишь в январе 1990 г. храм возвращен общине.
Примечания:
1. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969. С.65.
2. Отчеты Братства Пафнутия за 1883-1910 гг. // Церковь. 1908-1910 гг.
3. Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга, 1900. С.109.
Осипов В.И. «Благословлю Господа на всяко время...» Боровск старообрядческий / В.И. Осипов, худ. В.А. Черников. — Боровск, Музей истории и культуры старообрядчества, 2021. — 364 с.: ил. (СМОТРЕТЬ-СКАЧАТЬ)
Протопоп Аввакум, боярыня Ф.П. Морозова стали частью нашего национального сознания, мерилом национальной совести. Нам дороги и памятны места, которые освящены этими именами. Одним из таких мест является боровская земля. В XVIII–XIX вв. половина жителей Боровска были старообрядцами. История боровских старообрядческих общин, как в миниатюре, отражает судьбу всего русского старообрядчества. С 1906 по 1909 гг. в Боровске официально были зарегистрированы 4 старообрядческие общины, хотя, разумеется, все они существовали задолго до этого. ХХ в. был самым трудным веком в истории боровских старообрядцев. На протяжении столетия они продолжали бороться за сохранение веры своих предков. Новая книга является обобщением многолетних исследований. Надеюсь, что она вызовет интерес не только у боровчан, но и у всех, кто интересуется историей старообрядчества.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Численность старообрядцев КалужсКой губернии XIX—наЧала XX вв.
Глава 2. Политика государственной власти и официальной церкви в отношении боровских старообрядцев (XVIII в.–1917 г.)
1. Взаимоотношения боровских старообрядцев с государством и синодом в XVIII в.
Приложение. 1685 г., апреля 7. Указные статьи царевны Софьи
2. Взаимоотношения боровских старообрядцев с государством и синодом (XIX в.–1917 г.)
Глава 3. «Дом мой дом молитвы наречется…» (старообрядческие моленные и храмы XIX в.–1917 г.)
1. Как старообрядцы лишились своего храма
2. Моленные и храмы окружников
3. Моленные и храм неокружников
4. Моленные беглопоповцев («лужковцев»)
5. Моленные беспоповцев
Глава 4. «Буди имя господне благословенно отныне и до века…» (история Боровского старообрядчества 1917-2020 гг.)